Ансамбль ATEŞ. Маленькими шагами к большим целям

Как возрождается наш крымскотатарский танец? Удается ли нам привить любовь молодежи к национальному танцу? Какие танцы должен уметь танцевать каждый крымский татарин? Танцуют ли мужчины тым-тым? Об этом и о многом другом команде ZeyTune рассказал Мидат Халилов, балетмейстер студии крымскотатарского танца ATEŞ.

 

ZeyTune: Начнем с классического вопроса. Откуда появилось желание заниматься танцами, ведь как известно, вы из семьи врачей?

 

Началось все с гимнастики. Родители отдали меня туда, когда мне было 6 лет. Выступления, овации, все это было мне по душе. Но как и любой мальчишка, я хотел заниматься боксом. Оваций  там не было, были только удары. Как раз тогда я впервые попал в крымскотатарский театр на концерт “Миллетим”. Я сидел в первом ряду и завороженно смотрел на танцоров. И в этот момент сестра, сидевшая рядом поворачивается ко мне и говорит: “Вот, Мидат, ты бы тоже мог так красиво танцевать на сцене”. Это и  стало моей главной целью. Я снова вернулся на танцы.

 

ZeyTune: Вы хотели заниматься только крымскотатарскими танцами?

 

Я занимался и современными, и танцами народов мира, но только от крымскотатарского танца я получаю такое удовольствие.

 

ZeyTune: В сентябре прошлого года вы открыли свою собственную студию крымскотатарского танца  ATEŞ, о каких успехах можете рассказать за прошедший год?

 

Изначально было немного детей, 25 — 30 человек. После же первых концертов и конкурсов начали приходить новые дети. И уже сейчас в нашем ансамбле занимается более 120 детей.

ZeyTune: Можно ли уже сейчас назвать ATEŞ самой популярной студией?

 

Есть ансамбли в которых больше детей, чем у нас, но я считаю, что за год принять в ансамбль такое количество детей — это огромный успех.За этот год мы приняли участие в пяти фестивалях и везде ATEŞ занимал первые места. На последнем фестивале “Остров дружбы” мы получили лауреатов первой степени в пяти номинациях, так же я получил премию “Лучший балетмейстер-постановщик”.

 

ZeyTune: Кто вам помогает в этом нелегком деле?

 

Помогает мне Асие Абдураманова, этот человек понимает меня с полуслова, она же была моей ученицей, и переняла мою манеру преподавать, так что мы отлично понимаем друг друга.

 

ZeyTune: Если не секрет, какие у вас дальнейшие планы на ATEŞ, планируете ли вы учить не только крымскотатарским танцам, но и танцам народов мира? Есть ли планы на открытие филиалов по всему Крыму?

 

Основная задача — это научить крымскотатарских  детей танцевать свой родной танец.  Не кавказский или какой бы то ни было еще. Мы должны знать, что крымскотатарский танец — это наше достояние, мы должны его любить, уметь танцевать правильно.

Моя мечта — это профессиональный ансамбль мирового уровня, как в Украине ансамбль им П. Вирского, в России им. И. Моисеева, в Грузии “Сухишвил”, “Вайнах” , “Нальмэс”. Про крымскотатарский танец, к сожалению, не знают. И наша задача из наших детей, подрастающего поколения сделать профессиональных танцоров мирового уровня, а с ним и наш танец всемирно известным.

 

ZeyTune: Стараетесь ли вы в свои постановки вносить в танце какой-то элемент, который бы определял, что вот этот танец поставил Мидат Халилов?

 

Я об этом прежде не задумывался, но не раз мне говорили, что определенный, особый стиль прослеживается, определенный “почерк”.

Мы стараемся привносить в  танец нечто новое, развивать его, добавлять новые элементы. Потому что крамскотатарская хайтарма остановилась в 1944 году. И мы пытаемся восстановить, идти вперед, развивать. Мы хотим отличаться от других ансамблей стилем.

 

ZeyTune: Каким основным танцам хочет научиться молодежь?

 

Не только молодежь, но и любой ребенок, к сожалению, сначала начинает спрашивать про Лезгинку. Но мой принцип таков, что сначала нужно научиться родному танцу. Со временем же, научившись танцевать крымскотатарский танец, они понимают, что Лезгинка им не нужна.    Ну вот почему молодежи нравится лезгинка? Потому что они не умеют свой крымскотатарский танец танцевать. Они смотрят на кавказцев, который могут, любят танцевать и при этом не стесняются, получают от этого удовольствие. Они хотят так же.

 

ZeyTune: Как вы считаете, какие танцы должен уметь танцевать каждый крымский татарин?

 

В первую очередь — это Агъыр ава. Наш традиционный танец, с которого начинается любая свадьба или праздник. Он показывает характер нашего народа. Темперамент мужчины, его грацию, и  нежность, хрупкость девушки. Конечно же, танец Тым-тым. Изначально его танцевали мужчины, а не женщины. Сейчас многие крымские татары этого не знают, и, видя Тым-тым в исполнении мужчины, начинают критиковать. Когда Ремзие Баккал поставила танец Тым-тым для Джемиле ханым Османовой, многие стали считать, что это только женский танец.

Когда Тым-тым танцует девушка — она танцует пальцами, у мужчины же в основном задействованы кулаки и предплечья.И я считаю, что все же мужской танец Тым-тым, он намного интереснее женского.

 

ZeyTune: Думаю, это очень хорошая идея для студии ATEŞ поставить мужской танец Тым-тым и ломать стереотипы.

 

Эту идею мы в дальнейшем и воплотим.

Я замечаю в последнее время, что наш танец становится популярнее, все больше и больше молодежи хочет научиться родному танцу, и это не может не радовать. И если в сентябре прошлого года большинство детей спрашивали про Лезгинку, сейчас об этом не спрашивает ни один ребенок. Детей интересует только родной танец. Это уже наша маленькая победа.

Возможно вам понравится...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *